Эксперт журнала «Золотой червонец» (№4, 2017)
Январь 25, 2017
Эксперт журнала «Золотой червонец» (№2, 2018)
Май 22, 2018
Показать все

Эксперт журнала «Золотой червонец» (№1, 2018)

Краткая информация


Игорь Владимирович Ширяков


  • Заведующий отделом нумизматики Государственного исторического музея (Москва).
  • Кандидат исторических наук
  • Генеральный директор компании «Ширяков и Ко».
Уважаемые читатели журнала!
Я благодарен всем, кто прислал свои вопросы. Но, ознакомившись с ними, я понял, что не на все смогу компетентно ответить. Ни о тенденциях развития нумизматического рынка, ни о ценах на монеты, ни о тонкостях современного монетного производства (материалах, технологиях, проектировании новых выпусков), их художественных достоинствах, я судить не берусь. Просто потому, что моя практическая работа мало связана с этим.

И.В. Ширяков

Вопросы

По мнению И.В. Ширякова, автором лучшего вопроса признан Дмитрий Дорохин (Москва). От журнала «Золотой червонец» он получил нумизматический подарок.
1С чего началось Ваше увлечение нумизматикой, и как Ваши близкие поначалу относились и сейчас относятся к этому интереснейшему хобби?
Дмитрий Дорохин, Москва
Ответ: Интерес к истории, старинным монетам, бонам и почтовым маркам у меня проснулся еще в первых классах школы, до того, как мы начали проходить курс «Рассказов по истории СССР». Причин было две. Первая – личный пример: «дядя Слава», сын моей няни Анны Тимофеевны, увлеченно собиравший советские почтовые марки. А вторая – одноклассница Анюта Кашаева, с которой мы были довольно дружны и у которой тоже была коллекция марок. Нужно сказать, что в 60-е гг. коллекционирование всякой всячины (марок, монет, конфетных фантиков, спичечных этикеток, чуть позднее – значков) среди школьников было очень распространено. Родители из интеллигентных семей, как правило, эти увлечения поддерживали. И должен сказать, что коллекционирование марок, а потом и монет, заставляло много читать, интересоваться историей, географией, выдающимися личностями, помогало в учебе.

После школы я хотел стать историком, чуть было не подал документы для поступления в Московский государственный университет. Но родители отговорили, убедив, что я должен, как и они, получить строительную специальность. Окончив факультет промышленного и гражданского строительства Московского института инженеров железнодорожного транспорта, я два года проработал на железной дороге, отслужил в армии, но, вернувшись со службы, уже понимал, что мое призвание – история. Еще участь в школе, я активно участвовал в работе кружка юных краеведов при Дмитровском районном краеведческом музее (ныне Музей-заповедник «Дмитровский кремль»), где хорошо знали о моем увлечении нумизматикой и историей наград. Никого не удивило, что осенью 1984 г. мне предложили занять должность младшего научного сотрудника в этом музее. С тех пор я поменял только одно место работы, в конце 1998 г. перейдя в отдел нумизматики Государственного исторического музея. С этого времени занятие нумизматикой перестало быть хобби.
2Работая в отделе нумизматики ГИМ, скорее всего, Вы уже привыкли к выставленным там экспонатам. Есть ли у Вас самый любимый или запомнившийся каким-то экстраординарным событием?
Дмитрий Данков, Россия
Ответ: Отдел нумизматики – это фондовое подразделение музея, и хранящиеся в нем памятники в основном убраны в шкафы. Да их и невозможно все выставить, так как число находящихся в отделе монет, бумажных денежных знаков, медалей, жетонов, орденов составляет астрономическую сумму – свыше 1,7 млн предметов. Однако наши предметы обычно востребованы на выставках, им отведено много места и в постоянной экспозиции. Нельзя сказать, что среди российских монет, которые я храню, у меня есть какие-то особо любимые. Для исследовательской работы все монеты одинаково хороши. И хотя музей обладает большинством редкостей отечественной чеканки (такими, как уникальный «жалованный» золотой в 5 дукатов Ивана Грозного или «Константиновский рубль» 1825 г.), мне хочется сказать, что порой не менее интересно «повозиться» с рядовой медью Российской империи или, к примеру, проволочными монетами допетровской поры.

А вот если сказать об экспонате, история поступления которого в музей осталась для меня наиболее памятной, то таким, безусловно, является французский литографский станок середины XIX в., в свое время приспособленный российскими фальшивомонетчиками для формовки бумаги с водяными знаками для изготовления поддельных ассигнаций. В начале 2000-х гг. его случайно обнаружили в Наро-Фоминском районе Московской области бойцы поискового отряда, занимавшиеся розыском в земле и уничтожением оставшихся после войны боеприпасов. Станок железный и довольно массивный, поэтому сначала подумали, что наткнулись на авиабомбу. Убрали дерн и очень удивились, потому что сначала увидели белокаменную доску с рисунками водяных знаков, на которой лежал гаечный ключ. Под доской оказались детали разобранного станка. Один из спонсоров приобрел раритетную находку и передал музею. Станок собрали, отреставрировали и в день открытия после реконструкции залов второго этажа его, как новый ценный экспонат, поместили в витрину с материалами о денежной реформе Е.Ф. Канкрина. Так как весь инструментарий фальшивомонетчиков (в случае если их, конечно, поймали) подлежал уничтожению, то получилось, что музей приобрел непредсказуемый и весьма интересный экспонат.
3Игорь Владимирович! Вы постоянный участник, а часто и организатор, различных нумизматических конференций. Скажите, пожалуйста, меняется ли из года в год уровень научной составляющей докладов? Много ли сейчас молодых перспективных исследователей, способных внести свой вклад в развитие нумизматики? Есть ли люди, которым Вы готовы передать свой огромный опыт и знания?
Светлана Горчакова, Московская область
Ответ: Нумизматика, как наука, конечно же, продолжает развиваться. Она прочно вошла в число специальных исторических дисциплин и уже не ограничивается изучением монет, а пытается взять на себя решение ряда проблем экономической истории. Копится объем знаний. Причем эти знания порой нам дают современные технические методы исследований, совсем недавно считавшиеся малодоступными. Некоторые научные представления, казавшиеся незыблемыми два-три десятка лет назад, сегодня активно пересматриваются. Приведу лишь один пример. Многие полагают, что общерусская денежная система сформировалась в ходе так называемой «реформы Елены Глинской», проведенной за короткий срок – в 1535–1538 гг. Но ведь ей предшествовал длительный период постепенных шагов, первые из которых были сделаны в середине XV в. еще в ходе избавления Руси от владычества Золотой Орды. Понадобилось более полувека, чтобы выработались типы русских монет, устоялись и взаимоувязались их метрологические параметры. Исследованию этой темы посвящены труды наших современников, видных нумизматов-русистов (П.Г. Гайдукова, И.В. Волкова, В.В. Зайцева и др.). С большим интересом жду завершения работы С.В. Зверева над его докторской диссертацией о денежной реформе Петра I. Нумизматика дает широкий простор для научной работы и поэтому привлекает к себе молодых талантливых ученых. А это, конечно же, сказывается, на уровне научных докладов тех, кто идет нам на смену. Мог бы назвать немало фамилий, но, пожалуй, воздержусь, чтобы никого не обидеть. Опыт и знания есть кому передать.
4Чем современная нумизматика еще Вас удивляет или может удивить?
Дмитрий Дорохин, Москва

Лучший вопрос по мнению эксперта!
Ответ: Я как раз только что упомянул так называемый «удельный период» русской нумизматики, когда монеты чеканились в десятках городов феодально-раздробленной Руси. Центры монетных эмиссий, возможно, не все еще выявлены. Исключительно широк ряд монетных сюжетов (эмблем), использованных в этой чеканке: витязи, легендарные персонажи, черти, живность (от мелких птиц до коней и львов), орнаментальные и растительные мотивы. Отчеканенные на мелких пластинках, эти сюжеты на штемпеле вырезаны вручную и порой – с восхитительным мастерством. Очень жаль, что пока этими произведениями мелкой пластики по-настоящему не заинтересовались историки искусства.

Кстати, если говорить о художественной стороне, то из монет недавних лет выпуска, на меня, как на члена жюри конкурса «Монетное созвездие», лаконизмом изобразительных средств и при этом большой выразительностью произвела очень хорошее впечатление монета Банка Монголии 2013 г. номиналом 500 тугриков из серии «Природа Монголии» – «Волк».
5В последнее время наблюдается тенденция перехода оплаты на безналичные платежи. Уменьшается масса реальных денег, некоторые страны (Швеция) озвучивают решения о полном отказе от наличных денег в ближайшее время. Все больше говорят о виртуальных валютах. Каким Вы видите будущее нумизматики? И есть ли оно?
Алексей Викторович Антипов, Россия, Санкт-Петербург
Ответ: Одна из недавних дефиниций определяет нумизматику как науку, изучающую процесс денежного обращения по его материальным остаткам. Это определение спорно, но оно подсказывает ответ на поставленный вопрос: пока общество будет нуждаться в изучении истории денег и денежного обращения, будет актуальна и проблема сохранения их «материальных остатков» как элемента культурного наследия. Даже если мы допустим, что наличные деньги перестанут использовать совсем, нумизматика все равно окажется нужна, чтобы обеспечить преемственность накопленного ею колоссального фонда предметов и знаний о них.
6Скажите, насколько надежным признаком подлинности русских серебряных монет XVIII века является слоение металла, и может ли оно быть имитировано в современных условиях изготовителями подделок?
Алексей Владимирович Добровольский, Москва
Ответ: Отслоения металла, характерные для русских – причем не только серебряных, но и медных, и золотых – монет XVIII и первых лет XIX в., в последнее время пытаются подделывать, но не всегда получается похоже. А вообще судить о подлинности монет по одному только признаку нельзя. Нужно больше работать с монетами, чтобы научиться видеть всю совокупность признаков, которые должен распознавать опытный нумизмат (цвет и фактуру металла, особенности отделки гурта, следы бытования и еще многое другое).
7Я хочу приобрести 1 рубль 1921 года («рубль со звездой»). Но на рынке много подделок. Как определить подлинность этого серебряного рубля?
Владимир Николаевич Белошапкин, пенсионер, Россия
Ответ: В.В. Уздеников в свое время говаривал, что монету нужно рассматривать, начиная с гурта. Этот совет здесь вполне уместен. Рубль 1921 г. не относится к числу редких монет, и подделки его мне встречались только грубого китайского производства (из нейзильбера). А они отличаются и гуртом (конфигурацией букв и даже способом нанесения надписи, нередко орфографией), и весом, цветом, звоном при соударении с другими монетами.
8Были или нет подделки монет СССР во время войны 1941-45 гг., и насколько они редки?
Андрей Юрьевич Мокшин, машиностроение, Россия
Ответ: Монеты в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. не играли существенной роли в денежном обращении, и подделывать их не было большого смысла. Важнее было иметь карточки на товары первой необходимости. А вот бумажные червонцы подделывали. Причем не только в СССР, но и в Германии, где этим занимались секретные службы.
9Я предложил Банку России выпустить в честь 50-летия телевизионного центра «Останкино» юбилейную монету из биметалла номиналом 10 рублей. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этой теме. Выпуск такой монеты реален или нет?
Виталий Викторович Сачко
10Игорь Владимирович! Не считаете ли Вы нужным предложить Банку России создать Общественный совет для обсуждения тематики юбилейных монет, их дизайна и тиражей?
Марат Максимович Глейзер, Ленинград
Ответ: Мне нечего сказать против выпуска монет, посвященных телецентру в Останкино. В начале 60-х гг. прошлого века московская телебашня была возведена по уникальному проекту. Однако, мне кажется, что в последние годы Центробанк РФ и так слишком активно выпускает памятные монеты из недрагоценных металлов, художественное исполнение которых оставляет желать лучшего. Общественный совет для обсуждения тематики юбилейных монет, их оформления и тиражей, может быть, и был бы полезен. Если так, то предложение Марата Максимовича следует переадресовать Центробанку.
11Просматриваю новости о выпусках монет и удивляюсь: разные страны чеканят монеты (доллары) с портретом королевы Елизаветы. Как и почему так сложилось? Или чеканить можно всё и всем? Я только начинаю интересоваться нумизматикой, и хотелось бы услышать мнение специалиста: кто и как принимает решение, какие монеты изготавливать и как этот процесс проходит согласование?
Ирина Баркова, пенсионер, Россия
Ответ: К сожалению, мне неизвестно, кто и как в каждой стране принимает решения о выпусках монет, но с портретами монархов все достаточно ясно. Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии возглавляет Британское содружество наций и юридически признается монархом в 17 из входящих в нее государств. Появление портрета правителя на аверсах их монет – обычное дело.
12Прочитал на сайте компании «Ширяков и Кo» о проекте создания электронного каталога российских монет. Когда он будет создан, и будет ли платной регистрация на нем? Не допускаете ли Вы мысли, что опубликованными в каталоге данными смогут воспользоваться нечистые на руку дельцы, чтобы еще более усовершенствовать технологию изготовления подделок?
Виктор Городецкий, Иркутск
Ответ: До тех пор, пока за производство и распространение ловко сработанных «копий» любых предметов коллекционирования (а не только редких монет), не начнут сурово карать, они будут появляться, и качество их будет совершенствоваться в зависимости от рыночной конъюнктуры. Это, кстати говоря, создает угрозу проникновения в фонды музеев современных подделок и, таким образом, нанесения вреда источниковой базе научной нумизматики. Усилия немногочисленных экспертов положение не улучшат. А значит, ни в коем случае нельзя останавливать работу по научной систематизации предметов музейного хранения (особенно в ведущих музеях), их фиксации (в форме Государственного каталога музейного фонда России), изучению и публикации полученных данных. То же можно сказать о достаточно крупных частных коллекциях монет, также нуждающихся в защите.

Электронный каталог отечественных монет, об идее которого я не раз уже говорил, – это попытка «сложить» накопленные наукой данные о них в одно место и затем пополнять новыми сведениями как обобщенного характера (о весовых нормах, пробах, вариантах штемпельных пар, гуртовом оформлении и т.п.), так и большим объемом информации о конкретных предметах (их фактическом весе и реальных размерах с качественными снимками сторон). Если учесть, что даже в современной продукции монетных дворов трудно найти два совершенно идентичных изделия (что тогда говорить о рублевиках петровской эпохи?), можно представить, сколько времени и сил понадобится, чтобы такой каталог приобрел хоть какую-то законченность. Но поток нужной науке информации пределен, и такой момент рано или поздно наступит. Регистрация на сайте электронного каталога, разумеется, будет бесплатной, но доступ к отдельным разделам и обновлениям будет осуществляться по платной подписке.
Некоторое из присланных читателями вопросов не затрагивают профессиональной деятельности эксперта. Они помещены в Копилку вопросов. На них обязательно ответят следующие герои рубрики.

Подписка на журнал «Золотой червонец»

Успейте оформить подписку на выгодных условиях!